Ответы на вопрсы

29.10.2020

Вопрос

За последние несколько лет в России неоднократно поднимался вопрос о восстановлении «летнего» времени с тем, чтобы установить во всей стране наиболее удобный и благоприятный для людей порядок исчисления времени, обеспечивающий полную реализацию их прав на жизнь, охрану здоровья, отдых, благоприятную среду обитания.

Некоторые регионы осуществили такой переход на час вперед в период с 2015 по 2018 г. Тем не менее, в большом количестве регионов установленное административное время не обеспечивает их жителей достаточным количеством светлого времени суток.

Оптимальным для человека порядком исчисления времени считается такой, при котором средний солнечный полдень в течение года в среднем наступает около 13 часов 30 минут местного времени (см. информационно-методическое письмо «Анализ риска воздействия системы исчисления времени на состояние здоровья населения» ФБУН «Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения» Роспотребнадзора). При этом для летней половины года с апреля по октябрь допустимым считается средний солнечный полдень в промежутке от 13 часов 10 минут до 14 часов 40 минут местного времени для административного центра субъекта, для зимнего периода допустимыми считаются значения среднего солнечного полдня от 12 часов 00 минут до 14 часов 15 минут местного времени. Значения среднего солнечного полдня, выходящие за пределы указанных значений, в особенности средний солнечный полдень ранее 13 часов 10 минут местного времени для летней половины года с апреля по октябрь, не считаются допустимыми и возможны в качестве исключения только для наиболее удаленных от административного центра или наименее населенных территорий субъекта (находящегося в пределах одной часовой зоны). Указанные выше оптимальные параметры определены с учетом сложившихся наиболее типичных распорядков дня, работы и учебы населения в России.

В пределах указанных допустимых параметров исчисления времени возможен выбор одного из нескольких вариантов исчисления времени для субъекта Российской Федерации, как предусматривающего, так и не предусматривающего сезонный перевод времени.

Например, для региона, находящегося на границе двух географических часовых поясов, допустимыми вариантами будут следующие (здесь и далее указываются значения среднего солнечного полдня для административного центра субъекта):

- постоянное в течение года время со средним солнечным полднем в 13 часов 30 минут местного времени;

- сезонный перевод времени со средним солнечным полднем в 12 часов 30 минут местного времени в зимнюю половину года и в 13 часов 30 минут – в летнюю половину года;

- сезонный перевод времени со средним солнечным полднем в 13 часов 30 минут местного времени в зимнюю половину года и в 14 часов 30 минут – в летнюю половину года.

Для региона, находящегося в середине географического часового пояса, допустимыми вариантами будут следующие:

- сезонный перевод времени со средним солнечным полднем в 13 часов 00 минут местного времени в зимнюю половину года и в 14 часов 00 минут – в летнюю половину года;

- постоянное в течение года время со средним солнечным полднем в 14 часов 00 минут местного времени.

При этом для регионов, центры которых расположены на 10–15 минут западнее середины географического часового пояса, допустимыми являются до 4 различных вариантов исчисления времени:

- сезонный перевод времени со средним солнечным полднем в 12 часов 10 минут местного времени в зимнюю половину года и в 13 часов 10 минут – в летнюю половину года;

- постоянное в течение года время со средним солнечным полднем в 13 часов 10 минут местного времени;

- сезонный перевод времени со средним солнечным полднем в 13 часов 10 минут местного времени в зимнюю половину года и в 14 часов 10 минут – в летнюю половину года;

- постоянное в течение года время со средним солнечным полднем в 14 часов 10 минут местного времени.

Учитывая изложенное, прошу Вас предоставить мнение законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации по следующим двум вопросам:

1) Какая часовая зона в системе всемирного координированного времени UTC является наиболее благоприятной для субъекта Российской Федерации в летнюю половину года с апреля по октябрь и по каким критериям?

2) Какая часовая зона является наиболее благоприятной для субъекта Российской Федерации в зимнюю половину года с ноября по март и по каким критериям?

Критериями оптимальности той или иной часовой зоны могут быть следующие:

1) наиболее полное использование светлого времени суток в период активности/бодрствования большинства населения, наиболее полное использование темного времени в период сна;

2) наилучшее соответствие циркадианным (околодневным, суточным) и цирканнуальным (сезонным, годовым) биоритмам человека как биологического организма, которому свойственно в светлое время суток быть активным, в темное время суток – отдыхать, а вставать и начинать свой день максимально близко к рассвету;

3) наиболее высокий уровень безопасности дорожного движения;

4) наиболее высокий уровень общественной безопасности;

5) наиболее высокий уровень физического и психического здоровья населения, наиболее низкий уровень заболеваемости по самым распространенным заболеваниям;

6) наиболее благоприятная и безопасная среда обитания человека, максимальное исключение вредных факторов среды обитания;

7) наименьшее потребление электроэнергии и сглаживание пиков нагрузок энергосистем;

8) итоги формализованных социологических опросов граждан о предпочитаемом световом дне в разные периоды года (лето, весна/осень, зима). Примером такого опроса может служить всероссийский опрос об исчислении времени, доступный по адресу: bit.ly/time-survey.

В случае затруднений в выработке обоснованной позиции законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации по указанным выше вопросам также прошу обратиться за экспертными мнениями и заключениями в следующие органы и учреждения:

- высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации;

- органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственные за сферы здравоохранения, социальной политики, энергетики, экономики, туризма, статистики;

- региональные научные и образовательные учреждения;

- Министерство здравоохранения Российской Федерации;

- Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) и ее региональные управления;

- ФБУН «ФНЦ медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения» Роспотребнадзора;

- Министерство промышленности и торговли Российской Федерации;

- Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт);

- МВД России и его региональные управления;

- Российскую академию наук, в частности, Институт космических исследований РАН;

- иные экспертные организации по Вашему усмотрению.

Ответ

Ваше обращение в Законодательном Собрании Кировской области рассмотрено. По итогам рассмотрения сообщаем следующее.

Вопрос о введении «летнего» времени (час вперед) рассматривается в Кировской области давно, но единое мнение не выработано, а при его обсуждении в 2015 году вопрос поддержки не получил. Кроме того, в 07.02.2018 депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации А.В. Барышевым, О. А. Колесниковым, Р.А. Азимовым, М.М. Бариевым в Государственную Думу был внесен проект федерального закона № 383137-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исчислении времени». Этим законопроектом предлагалось на всей территории Российской Федерации установить летнее время (путем перевода на час вперед). При рассмотрении этого законопроекта Законодательным Собранием Кировской области были учтены поступившие обращения с просьбой поддержать его принятие. В результате Законодательным Собранием Кировской области 25.04.2018 принято Постановление № 19/63 о поддержке принятия проекта федерального закона № 383137-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исчислении времени», которое направлено в Государственную Думу. Однако 18.09.2018 законопроект снят с рассмотрения Государственной Думой в связи с отзывом субъектом права законодательной инициативы.

При изменении условий рассмотрения указанного вопроса Законодательное Собрание Кировской области вернется к его рассмотрению в интересах населения. Сообщаем также, что проведение экспертиз в компетенцию Законодательного Собрания Кировской области не входит.


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru


Размещено: 03.11.2020 15:23:40